Уникальный тренажер ледовой навигации, разработанный ЭМЦТ, открыт в университете имени С.О. Макарова – Банковские и финансовые услуги

Уникальный тренажер ледовой навигации, разработанный ЭМЦТ, открыт в университете имени С.О. Макарова

Уникальный тренажер ледовой навигации, разработанный ЭМЦТ, открыт в университете имени С.О. Макарова

Главе Росатома представили тренажер-«двойник» атомного ледокола проекта 22220, разработанный ЭМЦТ.

«Ничего подобного нет нигде в мире! Ни в арктических странах, ни среди тех, кто только собирается свои компетенции в Арктике развивать. Все еще только планируют разработку подобных систем, а у нас в России этот проект уже реализован на практике»,— так отозвался о новом тренажере ледовой навигации генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв на церемонии его открытия.


фото: Уникальный тренажер ледовой навигации, разработанный ЭМЦТ, открыт в университете имени С.О. Макарова

Теперь капитаны, старшие и вахтенные помощники капитанов универсальных атомных ледоколов (УАЛ) серии 22220, штурманский состав транспортного флота, эксплуатируемого в полярных водах, молодые специалисты-выпускники морских вузов, а также курсанты-судоводители теперь будут развивать навыки управления при помощи тренажерного комплекса, разработанного компанией «Эволюция морских цифровых технологий» (ЭМЦТ). Торжественная церемония открытия инновационной разработки состоялась 24 мая 2025 года в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала Макарова (ГУМРФ, Макаровка). Помимо Алексея Лихачева, в ней приняли участие ректор Макаровки Сергей Барышников, заместитель министра транспорта России Константин Пашков, а также и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Яков Антонов.

Эффект полного погружения

Тренажер, поставленный Инженерно-техническим центром «ДЖЭТ», был открыт символическим переводом ручек телеграфа в положение «полный вперед». Говоря о его значении для арктического судоходства, генеральный директор ООО «ЭМЦТ» Эдуард Пичугин подчеркнул:

«Это не просто учебное оборудование, а цифровой двойник арктической навигации. Точные копии всех бортовых систем ходовой рубки атомного ледокола, навигационного оборудования и автоматики управления энергетической установкой, а также фотореалистичная виртуальная среда создают эффект полного погружения. Такой уровень детализации и реализма впервые доступен для системной подготовки экипажей арктического флота».


фото: Уникальный тренажер ледовой навигации, разработанный ЭМЦТ, открыт в университете имени С.О. Макарова

Настраивается под специфику

Одной из особенностей нового тренажера является тот факт, что все мостики транспортных судов тренажерного комплекса являются «обобщенными», т.е. включают в себя типовое оборудование судов основных классов, выполняющих навигацию по Северному морскому пути, в том числе оборудование систем динамического позиционирования. Такой подход дает возможность создавать сценарии обучения с большим числом вариантов используемых типов судов и проверенными по натурным данным элементами поведения в ледовых условиях – то есть тренажер можно настроить под специфику большинства операторов арктического флота («Совкомфлот», «ГМК «Норильский никель», «Роснефтефлот», «Газпром нефть», «НОВАТЭК» и др.). Руководитель ГУМРФ имени адмирала Макарова Сергей Барышников отметил: «Это полностью российская разработка — от концепции до реализации, включая все технологические компоненты».

Максимум сценариев и комбинаций

Симулятор «флагманского» ходового мостика атомного ледокола проекта 22220 находится в связке с уже действующим ледовым навигационным тренажерным комплексом из пяти навигационных мостиков – то есть является частью созданного в университете тренажерного кластера. Такая конфигурация позволяет моделировать самые сложные сценарии взаимодействия атомного ледокола проекта 22220 и судов основных классов, выполняющих навигацию по Севморпути, — от буксировки и околки льдов до выхода из заклинивания. Экипажи атомных ледоколов и транспортных судов ледового класса получают возможность обучаться практике ледовой навигации по Северному морскому пути (СМП) как в составе караванов с лидирующим ледоколом, так и в режиме одиночного плавания. Они смогут освоить различные комбинации установки мощности реакторов, потребляемых мощностей пропульсивной установки и запроса мощности в нормальном и аварийном режимах. В разработанных ЭМЦТ упражнениях используется инновационная математическая модель, которая описывает взаимодействие корпуса судна с различными типами ледяных образований.

Для передовых навыков

В своем выступлении на церемонии открытия Алексей Лихачев подчеркнул:

«Здесь будут готовиться курсанты, и они на выходе будут обладать передовыми навыками. Также здесь будет повышать квалификацию весь наш плавсостав. И, наконец, здесь находится штаб морских операций, так что мы можем моделировать любую ситуацию с точки зрения практического апробирования перед принятием решений».

Справка о компании:

ООО "ЭМЦТ" — российский разработчик полного спектра IT решений для морской отрасли. Основное направление: инновационные технологии в управлении и эксплуатации морских судов, разработка программных продуктов для подготовки кадров в сфере судоходства. Основной фокус в разработках ЭМЦТ — применение современных технологий искусственного интеллекта, бизнес-аналитики и анализа больших данных, виртуальной и дополненной реальности для создания продуктов в сферах обеспечения цифровой трансформации, технологической независимости и устойчивого развития морской индустрии.


Источник: Pronline.ru, группа компаний Pro-Vision


Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать