
2022 год стал своеобразной проверкой на прочность для российского бизнеса, и логистика оказалась в эпицентре этих изменений.
После того как отрасль только начала восстанавливаться после пандемии, ей пришлось столкнуться с новыми и сложными вызовами.
Корабли, переполненные грузами и застрявшие в портах в течение 2020 года и первой половины 2021 года, наконец-то начали двигаться в сторону России, но их пути были снова перекрыты. Наступило время радикальных перемен.
Окно в Европу уже совсем не окно
Налаженные ранее схемы импорта из-за границы, предсказуемые сроки поставок и минимальные риски - было утрачено абсолютно все. Для продолжения деятельности дистрибьюторам и ретейлерам пришлось либо пересматривать своих поставщиков, либо искать альтернативные логистические пути.
Однако перестройка логистических цепочек требует времени, и не каждая компания способна быстро адаптироваться. Обходные маршруты доставки грузов требуют значительных усилий в оформлении документов, согласованиях и дополнительных расходах на транспортировку.
Все эти факторы повышают стоимость грузоперевозок и увеличивают риск задержек в поставках. Несмотря на это, благодаря гибкости и адаптивности российских компаний удалось стабилизировать ситуацию, используя доступные логистические ресурсы.
Железнодорожные перевозки грузов
Железнодорожное сообщение между Россией и Китаем остается одним из немногих методов логистики, оставшихся вне влияния ограничений в 2022 году. Однако этот вид транспорта стал свидетелем нескольких коллапсов в прошлом году.
По данным Росстата, объем грузовых перевозок по железной дороге в марте 2022 года увеличился на 3,2%, достигнув 234,65 миллиона тонно-километров по сравнению с 227,4 миллионами тонно-километров в марте 2021 года. Несмотря на успешные и бесперебойные поставки грузов из Владивостока по всей стране, обратное направление перевозок остается проблематичным из-за высокого спроса на перевозку энергоносителей.
Также наблюдается увеличение грузоперевозок по железным дорогам на юге России. Импортные товары доставляются в порты Турции и Владивостока, а затем перегружаются на поезда для отправки по всей стране.
К концу 2022 года ситуация на железнодорожных маршрутах между Россией и Евросоюзом немного улучшилась. Прямые железнодорожные маршруты с Италией позволили продолжить поставки.
Учредитель логистической компании AFTRANS, Игорь Рубинчик, отметил:
"На данный момент примерно 40% продукции из Италии мы перевозим железнодорожным транспортом. Несмотря на сложности с оформлением специальных документов, мы активно используем этот вид транспорта. Остальные 60% поставок распределяются между автомобильными и морскими перевозками".
Доставка морем
Морские перевозки столкнулись с логистическими проблемами и блокадой, когда крупные мировые перевозчики, такие как Maersk и MSC, прекратили сотрудничество с Россией. Это сильно повлияло на логистику, и более половины импорта и экспорта стали жертвами "контейнерного бойкота".
В конце февраля стало известно, что компания Maersk продала свои российские активы кипрской компании IG Finance Development Limited. Однако Maersk и MSC не полностью отказались от российского рынка. Они продолжают отправлять свои корабли в порты Владивостока, Санкт-Петербурга и других городов, зарегистрированные в странах, таких как Турция, ОАЭ и Саудовская Аравия.
"Через год после введения ограничений на поставки логистическая ситуация начала улучшаться. Товары из стран Евросоюза снова поступают в Санкт-Петербург из порта Роттердама. В настоящее время мы имеем шесть судозаходов в месяц. Это, конечно, меньше, чем до февраля 2022 года, но это все еще позволяет нам использовать морские перевозки для доставки", - отмечает Игорь Рубинчик.
Возможно, что уход крупных европейских перевозчиков будет частично компенсирован сотрудничеством с китайскими компаниями и откроет новые возможности для взаимодействия с Россией для малых логистических компаний.
Автоперевозки
Автоперевозки, которые ранее играли ключевую роль в доставке грузов из Европы до февраля прошлого года, столкнулись с ограничениями в первую очередь. В течение нескольких месяцев 2022 года запрет касался только перевозок из России в Европу, оставляя без препятствий обратное направление. Это позволило западным перевозчикам временно монополизировать автомобильную логистику и значительно повысить стоимость своих услуг.
Сейчас ситуация между Россией и Европейским союзом стабилизировалась, что позволяет как российским, так и зарубежным логистическим компаниям осуществлять перегрузку и перецепку товаров в Беларуси и непосредственно на границе между Россией и ЕС.
Что же будет в 2023 году?
В 2023 году логистические компании активно будут стремиться к оптимизации ресурсов и повышению операционной эффективности. В то же время, из-за текущих проблем, компании временно отказываются от рискованных и экспериментальных проектов, таких как использование дронов и беспилотных автомобилей для доставки в сфере электронной коммерции. Хотя такие проекты теоретически могут быть прибыльными и перспективными, они не являются приоритетом в настоящее время.
"Мы придаем особое внимание управлению издержками, так как это помогает нам обеспечить стабильность нашего бизнеса. Наша стратегия сосредоточена на текущих задачах, и наш горизонт планирования сокращен с года до трех месяцев", - прокомментировал Игорь Рубинчик.
На рынке наблюдается тенденция к логистической омниканальности, когда товары распределяются между различными видами транспорта, включая морской, автомобильный, железнодорожный и авиационный. Большинство крупных компаний используют гибридный подход к перевозке грузов, что позволяет им адаптироваться к требованиям конкретных клиентов.
Пока международные доставки постепенно восстанавливают свою деятельность после событий 2022 года, внутренняя логистика страны успешно адаптировалась к изменениям в грузоперевозках и продолжает обеспечивать высокий уровень сервиса для конечных потребителей. Сегмент электронной коммерции продолжает демонстрировать впечатляющий рост, и кажется, что вскоре он станет главным способом покупок, а логистический сектор будет обслуживать практически половину населения страны.
Комментариев пока нет.