Логистика в России: новые вызовы 2022 года – Банковские и финансовые услуги

Логистика в России: новые вызовы 2022 года

Логистика в России: новые вызовы 2022 года


фото: Логистика в России: новые вызовы 2022 года

2022 год стал своеобразной проверкой на прочность для российского бизнеса, и логистика оказалась в эпицентре этих изменений.

После того как отрасль только начала восстанавливаться после пандемии, ей пришлось столкнуться с новыми и сложными вызовами. 

Корабли, переполненные грузами и застрявшие в портах в течение 2020 года и первой половины 2021 года, наконец-то начали двигаться в сторону России, но их пути были снова перекрыты. Наступило время радикальных перемен.


Окно в Европу уже совсем не окно

Налаженные ранее схемы импорта из-за границы, предсказуемые сроки поставок и минимальные риски - было утрачено абсолютно все. Для продолжения деятельности дистрибьюторам и ретейлерам пришлось либо пересматривать своих поставщиков, либо искать альтернативные логистические пути.

Однако перестройка логистических цепочек требует времени, и не каждая компания способна быстро адаптироваться. Обходные маршруты доставки грузов требуют значительных усилий в оформлении документов, согласованиях и дополнительных расходах на транспортировку.

Все эти факторы повышают стоимость грузоперевозок и увеличивают риск задержек в поставках. Несмотря на это, благодаря гибкости и адаптивности российских компаний удалось стабилизировать ситуацию, используя доступные логистические ресурсы.

 

Железнодорожные перевозки грузов

Железнодорожное сообщение между Россией и Китаем остается одним из немногих методов логистики, оставшихся вне влияния ограничений в 2022 году. Однако этот вид транспорта стал свидетелем нескольких коллапсов в прошлом году. 

По данным Росстата, объем грузовых перевозок по железной дороге в марте 2022 года увеличился на 3,2%, достигнув 234,65 миллиона тонно-километров по сравнению с 227,4 миллионами тонно-километров в марте 2021 года. Несмотря на успешные и бесперебойные поставки грузов из Владивостока по всей стране, обратное направление перевозок остается проблематичным из-за высокого спроса на перевозку энергоносителей.

Также наблюдается увеличение грузоперевозок по железным дорогам на юге России. Импортные товары доставляются в порты Турции и Владивостока, а затем перегружаются на поезда для отправки по всей стране.

К концу 2022 года ситуация на железнодорожных маршрутах между Россией и Евросоюзом немного улучшилась. Прямые железнодорожные маршруты с Италией позволили продолжить поставки.

Учредитель логистической компании AFTRANS, Игорь Рубинчик, отметил:

"На данный момент примерно 40% продукции из Италии мы перевозим железнодорожным транспортом. Несмотря на сложности с оформлением специальных документов, мы активно используем этот вид транспорта. Остальные 60% поставок распределяются между автомобильными и морскими перевозками".


Доставка морем

Морские перевозки столкнулись с логистическими проблемами и блокадой, когда крупные мировые перевозчики, такие как Maersk и MSC, прекратили сотрудничество с Россией. Это сильно повлияло на логистику, и более половины импорта и экспорта стали жертвами "контейнерного бойкота".

В конце февраля стало известно, что компания Maersk продала свои российские активы кипрской компании IG Finance Development Limited. Однако Maersk и MSC не полностью отказались от российского рынка. Они продолжают отправлять свои корабли в порты Владивостока, Санкт-Петербурга и других городов, зарегистрированные в странах, таких как Турция, ОАЭ и Саудовская Аравия.

"Через год после введения ограничений на поставки логистическая ситуация начала улучшаться. Товары из стран Евросоюза снова поступают в Санкт-Петербург из порта Роттердама. В настоящее время мы имеем шесть судозаходов в месяц. Это, конечно, меньше, чем до февраля 2022 года, но это все еще позволяет нам использовать морские перевозки для доставки", - отмечает Игорь Рубинчик.

Возможно, что уход крупных европейских перевозчиков будет частично компенсирован сотрудничеством с китайскими компаниями и откроет новые возможности для взаимодействия с Россией для малых логистических компаний.


Автоперевозки

Автоперевозки, которые ранее играли ключевую роль в доставке грузов из Европы до февраля прошлого года, столкнулись с ограничениями в первую очередь. В течение нескольких месяцев 2022 года запрет касался только перевозок из России в Европу, оставляя без препятствий обратное направление. Это позволило западным перевозчикам временно монополизировать автомобильную логистику и значительно повысить стоимость своих услуг.

Сейчас ситуация между Россией и Европейским союзом стабилизировалась, что позволяет как российским, так и зарубежным логистическим компаниям осуществлять перегрузку и перецепку товаров в Беларуси и непосредственно на границе между Россией и ЕС.


Что же будет в 2023 году? 

В 2023 году логистические компании активно будут стремиться к оптимизации ресурсов и повышению операционной эффективности. В то же время, из-за текущих проблем, компании временно отказываются от рискованных и экспериментальных проектов, таких как использование дронов и беспилотных автомобилей для доставки в сфере электронной коммерции. Хотя такие проекты теоретически могут быть прибыльными и перспективными, они не являются приоритетом в настоящее время.

"Мы придаем особое внимание управлению издержками, так как это помогает нам обеспечить стабильность нашего бизнеса. Наша стратегия сосредоточена на текущих задачах, и наш горизонт планирования сокращен с года до трех месяцев", - прокомментировал Игорь Рубинчик.

На рынке наблюдается тенденция к логистической омниканальности, когда товары распределяются между различными видами транспорта, включая морской, автомобильный, железнодорожный и авиационный. Большинство крупных компаний используют гибридный подход к перевозке грузов, что позволяет им адаптироваться к требованиям конкретных клиентов.

Пока международные доставки постепенно восстанавливают свою деятельность после событий 2022 года, внутренняя логистика страны успешно адаптировалась к изменениям в грузоперевозках и продолжает обеспечивать высокий уровень сервиса для конечных потребителей. Сегмент электронной коммерции продолжает демонстрировать впечатляющий рост, и кажется, что вскоре он станет главным способом покупок, а логистический сектор будет обслуживать практически половину населения страны.

Комментариев пока нет.

Прочтите также:

Это интересно:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать